top of page

Порохом пропахнувшие строки

«У каждого жизнь за плечами, Война, испытанье судьбой. Ряды их редеют с годами, За жизнь продолжается бой». Рябинин В. Н.

Победа досталась ценой жизни миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом «взрослой» жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну и знают об ее ужасах не понаслышке. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет.

Поэты, писатели, журналисты -вологжане участники войны:

Сергей Сергеевич Орлов

Сергей Орлов родился 22 августа 1921 года в селе Мегра. Отец и мать были сельскими учителями. Стихи писал с детства. Его детское стихотворение «Тыква» отмечено на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников в 1938 году. Оно было целиком приведено в статье К. И. Чуковского в газете «Правда», а также 4 строчки из него поместил в своей книге «От двух до пяти».

Печатался в районной газете. В 1940 году поступил на исторический факультет Петрозаводского университета. После начала Великой Отечественной Войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду. В 1946 году вышла вторая книга стихов Орлова «Третья скорость», привлекшая внимание к поэту.

Стихотворение С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной»

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Поэт-фронтовик, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов написал это стихотворение в 1944 году. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах. Познав на себе тяжесть военных будней, Орлов описал их в своих стихотворениях. Кровь, боль, страх близкой смерти преследовали человека на войне постоянно. Но воспоминания о родном доме, о близких людях грели сердца бойцов. Через много лет после окончания войны в лирике Орлова главной темой всё ещё оставалось пережитое на войне и воспоминания о погибших товарищах.

Яшин Александр Яковлевич

Яшин Александр Яковлевич (настоящая фамилия - Попов) (14 марта) 1913, д. Блудново, Вологодской обл. - 11 июля 1968, Москва) - русский поэт и прозаик.

Родился в деревне Блудново Вологодской губернии в крестьянской семье. Первыми наставниками поэта стали учителя школы-семилетки и педагогического техникума в районном городе Никольске, который Александр Яшин окончил в 1931 году. Печататься Яшин начал в 1928 в районной газете «Никольский коммунар», в уездной газете Великого Устюга «Советская мысль» и в центральной периодической печати. Будучи ещё учащимся педтехникума, он становится участником Первого губернского съезда писателей в Великом Устюге. По окончании техникума Яшин учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в Вологодских и Архангельских газетах.

С 1932 года Яшин жил в Вологде, затем в Архангельске, где в 1934 году увидел свет первый сборник его стихотворений «Песни Северу». После участия в Первом Всесоюзном съезде писателей Яшин в 1935 переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталиграда, в освобождении Крыма. В 1942 - 1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

Дым, дым окрест, Дым - не продохнуть, И глаза ест, И спирает грудь.

Будто сумерки в дому, Сажа на стене. Весь свет в дыму, Вся земля в огне.

Но и здесь, на войне, С горной высоты, Ярче всех огней Мне сияешь ты.

Дым, дым окрест, Но в душе свет: Нет таких мест, Где тебя нет. 1943 Яшин А.Я.

Сергей Васильевич Викулов

Сергей Васильевич Викулов родился 13 сентября 1922 года в деревне Емельяновская Белозерского района Вологодской области в крестьянской семье. Родители: мать – Екатерина Васильевна, отец – Василий Ильич. Деревню Емельяновская семья оставила в 1933 году в связи с назначением отца фельшером в один из лесопунктов района - село Мегру на берегу Белого озера (во время Первой мировой войны отец был ротным фельдшером). Закончив Мегринскую семилетнюю школу в 1937 году, С.В.Викулов поступил в Белозерское педучилище. Закончил его в 1940 году, был призван в Армию и направлен в Севастополь, в училище зенитной артиллерии. Начавшаяся война не дала закончить полный курс его обучения. В августе 1941 года в возрасте 19 лет был досрочно выпущен из училища в воинском звании лейтенанта. Уже в начале декабря 1941 года оказался на фронте, на участке, с которого немцы действительно просматривали Москву в бинокль. Сергей Викулов прошёл фронтовыми дорогами до конца войны, вёл борьбу с противником на подступах к Сталинграду, принимал участие в обороне Украины, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Награждён двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны», медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда». Демобилизовался в июле 1946 года. «Шесть лет, самых драгоценных, если иметь в виду творчество, поэзию, были отданы войне и военной службе. Естественно было бы пожалеть об этом. Но скажу честно, я не жалел. Превалировало гордое осознание исполненного долга и яростное стремление наверстать упущенное, овладеть науками и, в первую очередь, знанием и пониманием литературы, научиться, как говорил мой друг и земляк Сергей Орлов, «строгать рифму». Поэтому я, едва повидавшись с родными, помчался в Вологду с намерением поступить в пединститут», - пишет Сергей Викулов в своих воспоминаниях.

Такое Площадь знала лишь однажды,

Однажды только видела Земля: Солдаты волокли знамена вражьи, Чтоб бросить их к подножию Кремля.

Они, свисая, пыль мели с брусчатки. А воины, в сиянии погон, Все били, били в черные их складки Надраенным кирзовым сапогом.

Молчала Площадь. Только барабаны Гремели. И еще — шаги, шаги… Вот что такое русские Иваны — Взгляните и запомните, враги!

Вы в них стреляли? Да, вы в них стреляли! И жгли в печах? Да, вы их жгли в печах! Да только зря: они не умирали, Лишь молний прибавлялось в их очах!

«На-а-пра-во!» — и с размаху о брусчатку И свастику, и хищного орла. Вот так! России бросили перчатку — Россия ту перчатку подняла!

И видели, кто был в тот день в столице, На Площади: она, лицом строга, Подняв венец и меч зажав в деснице, Прошла по стягам брошенным врага!

1985

Капитолина Кирилловна Большакова

Капитолине Кирилловне Большаковой (Смирновой) не было восемнадцати, когда началась война. Отца на фронт не взяли: он нужен был в тылу. Старший брат воевал под Ленинградом (он и погиб в тех краях…). Капитолина тоже мечтала о фронте и по вечерам, в тайне от семьи, училась на курсах медсестер, которые закончила с отличием.

В военкомате ей отказали: не подходила по возрасту. Тогда девушка написала самому Сталину. Она выражала желание сражаться с врагом, мстить за кровь брата, перечисляла все значки, полученные за успехи в разных видах спорта. Конечно, до Кремля письмо не дошло, но буквально через неделю пришел ответ из Северо-Западного военного округа, и Капитолину зачислили добровольцем в особый запасной радиобатальон. Учеба на радистку проходила в Горьком. Шел 1942 год.

Мы в учебку юными попали. Старшина поблажки не давал. При подъеме время не теряли, Как бы лишний раз не наказал. Всю морзянку вызубрили крепко. Служба у радиста не легка. Уходила в тыл врага разведка, Чтобы бить врага наверняка.

Капитолина закончила училище в звании сержанта и в 1943 году уже шла на Запад с действующей армией. На разных фронтах приходилось ей вместе с другими радистами принимать особо важные донесения с передовой и передавать их прямо в Генеральный штаб армии.

Пеленгатор – черный ворон связи – Иногда разведку засекал. Пропадала связь на полуфразе, - Знали мы, товарищ погибал…

Не надо забывать, что было радисткам в то время по 19-20 лет. Веселые, озорные, они очень хотели выглядеть прилично. Что война? Работа! Были еще танцы, кино, встречи. И – никакой косметики. Это нелегкое испытание, а для женщин – особенно, но никто не жаловался. 9 мая Капитолина встретила под Берлином. Командир добыл разрешение, и его солдаты прошли под Бранденбургскими воротами, побывали в Рейхстаге. Позже, когда Капитолина Кирилловна всерьез займется поэзией, она в одном из стихотворений скажет: Стихи писала фронтовичка, В войну видавшая Берлин.

Фарутин Николай Степанович

Николай Степанович Фарутин, с 1939 года служил на Северном флоте в береговой артиллерии, защищал полуостров Рыбачий. Мы не тужили никогда, И на своем стояли твердо, Хоть с трех сторон была вода, Полки немецкие с четвертой… Оформлял «Боевой листок», писал стихи, был военным корреспондентом знаменитой краснофлотской газеты «Североморец». В 2000 году он «рассекретил» свои военные дневники и издал книгу «На Рыбачьем метёт позёмка». Потом вышли в свет книги: «Маленькие рассказы о большой Кто-нибудь потом вглядится в наши судьбы, в наши лица...

Все эти авторы воевали против фашистов. Знали о войне не понаслышке. В стихах, поэмах, прозе, журналистских расследованиях они писали о мужестве и героизме советских людей. Прикоснитесь и вы к этой стороне жизни писателей и поэтов, журналистов и редакторов, через выставку, оформленную в библиотеке.

А мы такую книгу прочитали… Не нам о недочитанных жалеть. В огне багровом потонули дали И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых? Мы жизнь свою, как песню, пронесли. Пусть нам теперь завидуют поэты: Мы все сложили в жизни, что могли.

Как самое великое творенье Пойдет в века, переживет века Информбюро скупое сообщенье О путь-дороге нашего полка.

С.Орлов


bottom of page