top of page

У войны не женское лицо

…Да разве ж об этом расскажешь —

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!…

(М. Исаковский. «Русской женщине». 1945)

С первых дней войны они подавали заявления об отправке их в действующую армию. В ряды защитников Родины встали около 890 тыс. девушек, 70% мобилизованных девушек служили в действующей армии, в войсках Противовоздушной обороны страны (1/4 всех бойцов) и в Военно-Морском флоте. Они были связистками и летчицами, санинструкторами на передовой, врачами в военно-медицинских учреждениях, ходили, наравне с мужчинами, в разведку. Из женщин было сформировано 3 авиационных полка, бойцы которых с честью сражались за освобождение своей земли от фашистских захватчиков.

Двести тысяч из них награждены боевыми орденами, 90 стали Героями Советского Союза. Свыше двухсот женщин были удостоены высшего знака солдатской доблести — ордена Славы, который невозможно получить ни за какие заслуги, кроме подвига на поле боя. Четверо из них стали полными кавалерами этого ордена.

Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, познали тяжёлую, горькую жизнь, выдержали нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении. Возможно поэтому, что особенно ярко видно в прозе С. Алексиевич, они воспринимались окружавшими их мужчинами как «сестрёнки». Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь:

«Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо, - вспоминает К. Г. Крохина, одна из героинь повести «У войны не женское лицо».

Горький фронтовой опыт порождал огромную душевную усталость: «Я чувствовала себя очень уставшей, намного старше своих сверстников, даже старой. Подружки танцуют, веселятся, а я не могу, я смотрела на жизнь уже другими глазами. Внешне это не было видно, за мной молодые ребята ухаживали, а душа моя была уставшая. Мужчины не все выдерживали, что я видела...».

Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших с воинами — мужчинами весь

боевой путь, Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». (А. И. Еременко. Сталинград. М., 1961, стр. 293).


bottom of page